Joomla

Search

Функциональная грамотность

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – СОВРЕМЕННЫЙ ВЫЗОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

 

Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/.

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa

3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf

5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy

6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya

7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся, Центра национальных и международных исследований качества образования и ФГБУ «ФИОКО».

https://youtu.be/xbnLv9WvkSU

На вебинаре рассмотрены 2 темы

 «Особенности инструментария оценки по модели PISA: Финансовая грамотность»;
«Особенности инструментария оценки по модели PISA: Креативное мышление».

https://youtu.be/Ik2-6Vb5Rb4

 

На вебинаре были рассмотрены две темы:

«Особенности инструментария оценки по модели PISA: Математическая грамотность».

 «Особенности инструментария оценки по модели PISA: Естественнонаучная грамотность».

 

https://youtu.be/CcOq2maVnLg

На вебинаре были рассмотрены две темы:

 «Международные сопоставительные исследования качества образования в аспекте развития функциональной грамотности учащихся».

 «Особенности инструментария оценки по модели PISA: Читательская грамотность».

 

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

       НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

№ 47-01-13-20622 от 17.09.2021_письмо МОНиМП КК по ресурсам функциональной̆ грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

 

 

Презентация Гардымовой Р.А. - Эффективное взаимодействие школ 500  и их кураторов

Презентация Горностаевой Т.Ю. - Критерий РУМ_1.2.ШНОР

Презентация Шлык М.Ф. - ИРО - Методическое сопровождение ШНОР

Школьные документы

Приказ 30.10.2023г. №168 об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся.План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности

Приказ от 30.12.2022г. №154 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МБОУ ООШ №17 им. Героев 417 Стрелковой дивизии на 2022-2023 учебный год"

План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ ООШ №17 им. Героев 417 Стрелковой дивизии

 

Муниципальные документы

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования Брюховецкий район на 2023-2024 учебный год

Приказ от 26.12.2022г. №1517 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования Брюховецкий район в 2022-2023 учебном году"

Приказ от 13.12.2021 г. №991 Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихсяя общеобразовательных организаций муниципального образования Брюховецкий район в 2021-2022 учебном году

Заявление, согласие и анкета для вступления в Школы кадрового резерва

Положение, программа, состав, анкета школы кадрового управленческого резерва

Положение о муниципальном наставническом Центре 

Приказ о создании МНЦ

Приказ от 11.01.2021 г. № 3 - "Об утверждении Дорожной карты по методическому сопровождению системы работы со ШНОР/ШССУ в МО Брюховецкий район" (с приложением)

Приказ от 04.12.2020 г. № 887 - "О внесении изменений в приказ УОА МОБР от 20 мая 2020 года № 322 "О работе со школами с низкими образовательными результатами""

Приказ от 25.02.2021 г. № 116 - "О создании школы кадрового управленческого резерва в МО Брюховецкий район"

Приказ от 09.02.2021 г. № 66 - "О назначении кураторов проекта "500+""

Приказ от 18.02.2021 г. № 98 - "О создании муниципального сообщества тьюторов МО Брюховецкий район", включая Положение, план работы и состав

Приказ от 18.02.2021 г. № 99 - "Об утверждении Положения муниципального наставнического центра МО Брюховецкий район"

Приказ от 15.02.2021 г. № 89 - "О создании муниципального наставнического центра в муниципальном образовании Брюховецкий район"

Региональные документы

Приказ №2935 об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края в 2023 - 2024 учебном году

Приказ от 19.12.2022г. №3268 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края в 2022-2023 учебном году"

Приказ от 30.09.2021г. №461 Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся

Семинар ИРО 19.03.2021 в Брюховецком районе 

Дорожная карта по методическому сопровождению системы работы со ШНОР/ШССУ в Краснодарском крае

Положение о краевой системе работы со школами с низкими образовательными результатами и школами, функционирующими в сложных социальных условиях

Примерное положение о муниципальном наставническом центре

Примерное положение о муниципальном сообществе тьюторов

Федеральные документы

Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. № Р-145 - "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися